Кавказ 2021. Плато Лагонаки

- / Опубликовано: / Обновлено:

Кавказ 2021. Плато Лагонаки 0, 629
Поход вместе с Александром Черненковым по Северному Кавказу «Через горы к морю», начавшийся в Кисловодске и планировавшийся закончиться в Дагомысе.

Основные цели маршрута:

• Выйти из Кисловодска через парк сразу в горы
  • Плато Канжол (2829 м)
  • Перевал Балкбаши (3700 м)
  • Перевал Пхия (2215 м)
  • Гуамское ущелье
  • Плато Лагонаки

Общая идея — едем по горам и по общесоюзному маршруту №30 волшебным образом оказываемся на море в районе Дагомыса. Так получилось, что обстоятельства вынудили закончить наш маршрут в Туапсе, но от этого он не потерял своих целей.

О том как все происходило, читайте эту серию отчетов.

Нитка маршрута: КПП Лагонаки — урочище Лаго-Наки — КПП Лагонаки — Каменномостский — Майкоп

Очередное место стоянки.

Утром не сильно рано, не сильно поздно спокойно собрались и выехали в сторону КПП Лагонаки.

На КПП Лагонаки.

Наша стратегия была такая — мы не знаем что проезд закрыт, приехали посмотреть плато, выехать хотим через другое КПП. На КПП купили билеты по 300 рублей. Там нам пояснили что перемещаться можно только по тропам, палатки не ставить. Нас это вполне устроило и мы выдвинулись в путь.

Взгляд назад. Это крайняя площадка, на которой можно оставить машины. Дальше только пешком.

Погода солнечная, ветра нет, хорошо.

Фото А. Черненкова

Нам гулять направо.

Щель — это туда.

Вид на плато.

Тропинки в целом вполне велопроезжаемы, но в некоторых местах торчат как зубы камни и велосипеды приходится толкать.

Вот как здесь.

Тропы местами расходятся довольно широко, пересекаются со старыми (и новыми) колеями и в целом понятие «оставаться на тропе» здесь весьма размытое.

Вокруг красиво и сочно.

Фото А. Черненкова

Памятник воинам 33 погранполка. Развеваются флаги — российский, адыгейский и советсткое знамя.

Почему я заострил внимание на флагах на такой мутной фотке? В Адыгее, а наиболее полно в самом Майкопе замечено наибольшее скопление советской символики. На домах висят советские флаги, на газелях таблички СССР. По лучшим традициям времен позднего периода культа личности, под лобовым стеклом попадаются портреты Сталина. И довольно часто. Самая козырная газель проехала с двумя портретами — один справа, другой слева. Интересно, почему здесь продвигается подобный тренд — то ли жители что-то забыли в прошедшей эпохе, то ли проходит какой-нибудь фестиваль, связанный с исторической символикой.

На плато погода начинает понемногу меняться — из-за Оштена и Фишта подтягиваются тучи, дует ветер.

Плато изрыто колеями вдоль и поперек, причем попадаются свежие следы.

Перед нами постепенно вылезая из-за склона появился Оштен — гора, которую по плану нам предстояло обойти.

На плато водится живность. Вот здесь не так давно гулял мишка.

На плато пасется много лошадей.

За спиной домики в урочище Инструкторская щель. Прошли не останавливаясь, никто у домиков замечен не был.

И вот, как оказалось, финальная точка нашего похода по плато — урочище Лаго-Наки.

Доехав до стоянки, мы заметили что за нами кто-то быстро передвигается. Сели пить чай и ждать пока двое до нас добегут. Как оказалось, за нами от Инструкторской щели бежали с автоматом два егеря чтоб остановить, а если повезет, то и оштрафовать.

Когда егеря до нас добежали, то немного приуныли, потому что на территории мы находились легально, с билетами, двигались по тропе, палатки и костры не жгли, а то что дальше ихней щели ходить нельзя потому что в горах снег, все закрыто, короновирус и инфляция мы были совершенно не в курсе. Причем сами они в курсе что на КПП не сообщают об этом, жалуются на несогласованность и при этом все равно продолжают бегать. Хотя могли бы сами тогда уж повесить соответствующую табличку в своей щели.

Так или и иначе, но нам пришлось возвращаться под присмотром егерей обратно. Позиция их тоже довольно странна. Мы могли бы вернуться обратно через другое КПП, которое выводит в Гузерипль по клевой дороге с множеством серпантинов, причем туда дорога более чем в два раза короче чем до КПП Лагонаки через который мы зашли, но егеря отказали. Их довод был такой — если мы выйдем там, то там нас оштрафуют потому что там вообще все закрыто и заблокировано. Удивительная ситуация — лето, высота всего 2000 м, а все закрыто из-за снега хотя он по сути уже растаял. Какая-то бюрократия, из-за которой страдают и сотрудники (хотя может быть им нравится бегать савраской весь день по плату) и туристы.

Тем не менее, можно смело заявить что мы прошли дальше других туристов. Мы прорвали оборону егерей, имея преимущество в скорости, а вот пешики, отправившиеся по маршруту к морю, обламываются дойдя до щели с егерями. С точки нашей остановки фоткаем окружающие ништяки. На фото — гора Оштен.

Вид вдоль Кавказского хребта на юго-восток.

Вид на северо-восток.

Гора Пшехо-Су выглядывает из-за Оштена.

На Инструкторской щели с егерями скопились туристы, которых не пустили дальше по тридцатке — знаменитому советскому туристическому маршруту из гор к морю. Попросили туристов сфоткать нас с флагом.

Плато изрыто пастбищами. Но ходить можно строго по тропам. Такая вот специфика заповедной территории.

Далее был захватывающий длинный спуск вниз по хорошему асфальту. На страте было прохладно на скорости 30 км/ч, но внизу, пересекая реку Белая на скорости 55 км/ч встречный поток больше нагревал чем остужал. Внизу опять лето. По трассе вернулись до Майкопа, заночевали не доезжая города на краю поля. В общем ничего интересного, вот и фоток нет.