Кавказ 2021. Нижняя Теберда

- / Опубликовано: / Обновлено:

Кавказ 2021. Нижняя Теберда 1, 765
Поход вместе с Александром Черненковым по Северному Кавказу «Через горы к морю», начавшийся в Кисловодске и планировавшийся закончиться в Дагомысе.

Основные цели маршрута:

• Выйти из Кисловодска через парк сразу в горы
  • Плато Канжол (2829 м)
  • Перевал Балкбаши (3700 м)
  • Перевал Пхия (2215 м)
  • Гуамское ущелье
  • Плато Лагонаки

Общая идея — едем по горам и по общесоюзному маршруту №30 волшебным образом оказываемся на море в районе Дагомыса. Так получилось, что обстоятельства вынудили закончить наш маршрут в Туапсе, но от этого он не потерял своих целей.

О том как все происходило, читайте эту серию отчетов.

2 Июня

Нитка маршрута: р. Худес — р. Кубань — Карачаевск — Нижняя Теберда — горы

Ближе к утру пошел дождь, но утро выдалось теплым и сухим. Спокойно завтракаем, складываемся и выдвигаемся в сторону Карачаевска.

Качество дороги на своротке с асфальта, где мы были. По этой дороге в прошлый поход мы выезжали сюда, спустившись с плато Бечасын.

Когда вырулили обратно на асфальт в сторону Карачаевска, начался ливень. У ливня с грозой был ньюанс — он был короткий, но двигался в одну с нами сторону и с такой же скоростью что и у нас, а мы держали хорошую скорость потому что не мешал встречный ветер и дорога хоть и с небольшим уклоном, но все время шла вниз вдоль бушующей реки Кубань. В общем вы сами понимаете. :)

На въезде в Карачаевск начались горки, на которые было непривычно заезжать после оставшегося позади сплошного спуска. Скорость передвижения упала и гроза вырвалась в перед. Как бы издеваясь над нашим поражением в скорости, выглянуло солнце, намекая что всё, грозу мы больше не догоним.

Фото А. Черненкова

В Карачаевске заехали в известный Саше веломагазин, с хозяином которого он познакомился в прошлом году, проезжая здесь осенью. Встреча прошла хорошо!

На фото мы с хозяином веломагазина-мастерской Робсеном и депутатом (имя не помню).

В Карачаевске зарядились энергией мы и аккумуляторы и мы двинули дальше. На выезде в сторону Домбая есть милая полянка, на которой я был уже третий раз. Пока светит солнце, решили просушить палатки. Дело это оказалось пустым — через 5 минут пошел дождь. Свернулись и поехали дальше. Конечно, дождь сразу прошел.

В Нижней Теберде свернули направо в сторону гор. Вверх идет хорошая дорога, но груженые велосипеды в основном в нее проще заталкивать чем вкручивать на жаре. На фото водопад по пути в горы.

Добрались до Сентинского храма. Фоткаем.

Фото А. Черненкова

Поднимаемся выше. Дорога петляет на склоне гор, уводя нас дальше и выше.

На дороге попалась закапывающаяся на ночь ящерица. К нам она отнеслась презрительно.

Чем выше поднимаемся, тем сильнее дует ветер. Тучи начали пролетать мимо нас и мы решили поставить лагерь в зоне деревьев под их защитой, потому что прогноз нарисовали не очень благоприятный, а на открытой местности выше в горах ночевка может быть более жесткой.

Download file: 2021-06-02 08.15.21 Day.gpx

3 Июня

Нитка маршрута: горы — Кардоникская — Зеленчукская — Нижний Архыз

Фото А. Черненкова

Вопреки ожиданиям, ночь выдалась спокойной. Утро прекрасно.

Поставили лагерь так чтоб было красиво.

Завтракать решили там где будет вода, поэтому сворачиваем вещи и двигаем дальше. Вода была найдена через 10 метров. Ее решили проигнорировать, потому что когда слишком близко — это не считается. В итоге далее по маршруту был обнаружен родник с видами, там и позавтракали.

По-плану, далее мы должны были по хребту выйти на Хасаут-Греческое, Маруху и горами выйти на БТА и Нижний Архыз, но определенные факторы заставили нас переиграть маршрут.

Все случилось на развилке. Направо вниз уходила прекрасная дорога, а далее по маршруту пришлось бы карабкаться вверх. Плюс к этому, прогноз был на этот день плохой и правда — температура упала, над горами сгущались тучи. Приняли решение поехать по хорошей дороге в сторону долины, потому что там она, по логике, должна стать еще лучше.

Спустившись ниже заметно потеплело. Но с дорогой вышла смешная вещь — худо-бедно она вела нас аккурат между тем местом где мы были (до Карачаевска было всего несколько километров в некоторых местах) и тем местом куда нам надо. Какая-то прямо дорога дураков.

Фото А. Черненкова

Внизу потеплело, но когда солнце прикрывают тучи, резко становится холодно.

Прикол этой дороги в том, что она какая-то одинаковая. Вот съехали с холма вниз, спустились в складку местности, переехали речку и снова толкаем велосипеды в гору. А там опять все так же.

Несколько раз возникало ощущение, что мы тут уже проезжали, но чудесным образом следы на дороге от велосипедов видимо исчезали и этот замкнутый круг продолжался для нас бесконечно.

Местами местное население занимается животноводством.

Местами чиним камеры и бескамерные покрышки.

В итоге вот уже проезжаем Зеленчукскую станицу и радиотелескоп Ратан-600. На фоне рекламный щит все еще поздравляет с новым годом. И действительно, на перевале Пхия, который ждет нас впереди, выпало по колено снега.

Фото А. Черненкова

По дороге искали место где можно комфортно упасть с палатками, но потыкавшись по всяким съездам и полянам, бросили это дело и решили проситься на ночлег в Нижнем Архызе.

Заехали вот в это место, где 10 лет назад уже ночевали в майском велопоходе.

Здесь нам было предложено капитальное историческое жилье с крышей над головой. С одним ньюансом — это заброшка.

Местные боятся медведей, говорят что их тут много и они особой породы — горные. Мелкие, серые, шустрые. Поэтому безопаснее всего спать в здании.

Ну ок.

Фото А. Черненкова

Зато из окна хороший вид.