Маршрут №30 из гор к морю


- / Опубликовано: / Обновлено:

Маршрут №30 из гор к морю 0, 542

В прошлом году получилось так что мы не смогли закрыть одну из целей похода — проехать по 30 маршруту «Из гор к морю». В этом году такая возможность была и маршрут мы прошли. Маршрут в общем и целом довольно простой. В силу обстоятельств скорость нашего передвижения была исключительно низкая и ненапряжная.

В следствие этого я решил весь поход записать одним постом без разбивки на ходовые дни, так как в противном случае каждая запись оказалась бы слишком коротка.

Нитка маршрута: Горячий Ключ — Хадыженск — Апшеронск — Красный Дагестан — Гуамка — Мезмай — плато Лаго-Наки — перевал Фишт-Оштеновский — приют Фишт — перевал Белореченский — перевал Черкесский — Солохаул — Дагомыс

3 июля

Забрасываемся поездом до Горячего Ключа, покупаем воду и продукты на день и двигаем в сторону Хадыженска.

Погода и дорога отличные. Самый кайф когда хороший асфальт, жаркое солнце, но дорога скрыта в тени деревьев. Это наверное одно из самых идеальных условий для езды на велосипеде летом.

По дороге попадаются смешные названия.

Неожиданно асфальт заканчивается и начинается пыльная гравийка. Пыли настолько много что в общем и целом можно смело сказать что этот участок более злой чем Шаумянский перевал. Тем не менее такие дороги для нас привычны, всё это уже и у нас многократно проезжалось, поэтому особых проблем не вызвало.

Видно, что когда-то здесь лежал асфальт, но что-то пошло не так.

Вечером в сумерках доезжаем до Хадыженска, находим удобное место на реке Пшиш, где и ночуем.

4 июля

Отличное летнее солнечное утро и местные обитатели вокруг палатки.

Солнечные батареи понемногу начинают вводиться в строй. Благодаря им можно без особых ограничений пользоваться смартфоном, не думать о количестве заряда. Аккумулятор в этом случае лежит как резервный источник питания «на чёрный день», а солнечных панелей вполне хватает на восполнение всех трат электроэнергии.

Незамысловато доезжаем до Апшеронска, закупаемся в Магните стратегическими долгохранимыми продуктами на 3+ дней вперёд и двигаем дальше.

Ночёвку запланировали на берегу горной речки Курджипс за деревней Красный Дагестан. В прошлом году случайно обнаружили это место, заехав сюда искупаться и помыться. В этот раз место отлично послужило нам местом для ночлега.

5 июля

Утром всё как обычно — умывание, завтрак, сборы и дальше в путь!

На горизонте уже виднеется очертание Гуамского ущелья. Несмотря на то что в прошлом году это место мы уже посещали, в этом году всё равно хорошо было побывать тут ещё раз. Причины такие — в любом случае дорога идёт в сторону цели, тут красиво и есть шансы посмотреть что-то ещё из того что пропустили в прошлый раз.

И вот оно — Гуамское ущелье. Место конечно шикарное. Завораживает своими масштабами, перспективами и необычными видами.

В этот раз я всё-таки зафиксировал фото с упавшим в реку тепловозом. В прошлый раз хотел это сделать, но пропустил эту точку так как с дороги не видно, надо оставлять велосипед и заглядывать вниз с нужного ракурса.

Неприятным сюрпризом стал уродливый забор, который воткнули вдоль тропы по краю ущелья. Через него сложно фотографировать, он портит весь вид, а если говорить про якобы безопасность — чтоб не упасть хватило бы и половину высоты да и сделать можно было бы красиво — это всё-таки не загон для скота, а популярное туристическое место. В общем жирный минус тем кто это сделал.

В целом место шикарное и я всецело рекомендую его для посещения.

На фото — участок, повреждённый сошедшим селем. Кстати, обнаружил на Ютубе видео, где по этому участку ездили на дрезине-пионерке.

На ночевку встали в тихом месте на окраине Мезмая на берегу всё той же речки Курджипс.

6 июля

Въезжаем в Мезмай. На фото — место окончания узкоколейки.

Речка Мезмай — один из притоков реки Курджипс, на которой нам довелось стоять ночёвкой два раза.

Хоть и в районе Мезмая множество интересных мест, в этот раз, даже несмотря на запас по времени, мы не стали задерживаться потому что наша основная цель была впереди, а Мезмай — это всего лишь точка на карте через которую нам надо проехать. Зато в следующий раз будет что посмотреть!

По горной дороге, выходящей на трассу в сторону КПП «Лаго-Наки» Кавказского заповедника, прямо на нашем пути обнаружилось интересное место — ущелье с каскадом водопадов, ванн и бурной растительности.

Спустившись вниз по довольно крутой тропе, оказываемся в удивительном месте. Здесь настолько плотная растительность, что свет, проходящий сквозь листья, становится зелёным.

На фото водопад Школьный.

 

С тропы сойти практически невозможно — вокруг плотная растительность.

Из-за густого леса всё в зелёной тени.

После смотровой площадки на ущелье в месте слияния рек Мезмайка и Чинарка куда активно ходят и ездят, дорога стала чуть хуже. Тем не менее двигаться по ней с велосипедом можно вполне нормально, но в мокрое время года в некоторых местах может быть грустно.

Далее выбираемся на асфальт и движемся в сторону плато Лаго-Наки. По асфальту подъем вполне комфортный — плавный и ровный. К закату добираемся до шалманов вдоль трассы возле Большой Азишской пещеры, где находим ночлег и кафе с сытной местной кухней.

Встречаем закат с видом на плато Лагонаки.

7 июля

Утром сходили на смотровую площадку рядом с Азишской пещерой. На фото вид на плато Лагонаки на горизонте. Чуть ближе, там где вышка, дорога где мы скоро будем. Ещё ближе — строящаяся дорога в сторону Гузерипля.

Вообще конечно дымка не даёт возможности полноценно насладиться горным пейзажем, но в общем и целом где что находится понятно и так. :)

Панорама гор. В центре гора Большой Тхач — наша цель на будущий год.

Прошло какое-то время и вот мы уже на плато Лагонаки, на территории заповедника.

С посещением заповедника есть один не очень для нас приятный ньюанс — билеты стоимостью 300 рублей сутки надо брать сразу на количество дней нахождения на территории заповедника. Оплатил три дня, а непогода заставила день переждать в укрытии и вышел на четвёртый день — штраф. Или прошёл всё за два — за третий день вернуть деньги будет сложно. В общем на будущее стоит иметь ввиду, что этот участок маршрута надо внимательно изучать и сразу рассчитывать время прохождения согласно своих сил и погоды.

Так как скорость нашего передвижения не сильно высока, мы сделали ставку на то, что пройдём маршрут за 3 дня. Но пройдя его могу сказать, что даже с теми рюкзаками и прочей снарягой что были у нас, маршрут можно было бы пройти за полтора дня, т.е. взять билеты на 2, а не на три дня. Но если посмотреть с другой стороны, мы же приехали сюда чтоб посмотреть и изучить это место, а не пролететь на всех парах насквозь. :)

Вокруг красиво. Чуть-чуть побродили по альтернативным тропам, посмотрели всяческие интересные места в надежде сократить наш путь, но ничего не вышло, пришлось делать крюк чтоб вернуться к проторённой дороге и добраться до места стоянки в месте с названием Инструкторская Щель.

Вид на знаменитую гору Пупырь Ежа.

Наша стоянка на закате.

8 июля

Утром как обычно завтрак, сборы и двигаем в сторону Фишт-Оштеновского перевала. Наша цель на сегодня — дойти до приюта Фишт. Он находится между Фишт-Оштеновским и Белореченским перевалами.

На фото — вид на стоянку Инструкторская Щель на речке Армянка, вытекающей прямо из под ледника, находящегося рядом, в шаговой доступности.

Еще немного утренних красивых видов.

Вид на гору Оштен с урочища Лаго-Наки. До этой точки мы смогли добраться в прошлый раз, где нас и догнали егеря. В этот раз были конечно флешбэки что за нами кто-то гонится, но вроде всё обошлось. :)

Летом в кроксах ходить просто замечательно. На снегу они вполне сносно держат, а еще можно походить по снегу босиком. В кроссовках почувствовать этот кайф значительно сложнее.

Мужественно преодолеваем препятствия всевозможного характера.

Вокруг очень красиво!

И вот перед нами основная цель сегодняшнего дня, да и вообще кульминация похода — перевал Фишт-Оштеновский.

Здесь лежит снег, от которого под действием жаркого солнца поднимается густой туман. Живьём выглядит впечатляюще.

В целом, как и было рассчитано, со стороны Майкопа перевал Фишт-Оштеновский довольно легко берётся. В этом и прелесть маршрута — в горы поднимается хорошая дорога, по которой мы легко набираем высоту, а дальше, самая активная часть маршрута проходит по верхам и дальше преимущественно идёт вниз, где в самом низу ожидает желанный отдых на море. Спуск тоже конечно не прост, но в любом случае это легче чем толкать по плохой тропе велосипед в гору.

Ближе к обеду на тропе уже наблюдается активное движение.

Вид на обелиск на перевале Фишт-Оштеновский.

Интересная вещь: я взял с собой наклейки с целью отметиться на знаковых участках маршрута, как обычно принято у путешественников, но в данном походе это оказалось неприменимо — все основные точки отмечены либо обелисками либо могилами. Понятно что туда клеить наклейки такое себе. Такие вот дела.

Спуск вниз. Там внизу, отсюда не видно, находится туристическая стоянка приюта Фишт, куда мы и держим путь. А вот там по центру, отсюда не видно, основная цель завтрашнего дня, которую нам надо преодолеть — перевал Белореченский. После него еще чуток попрыгаем по верхам до перевала Черкесский, а дальше — всё вниз.

Тропа вниз идётся вполне легко, несмотря на большое количество камней. Основная опасность — ударить педалью по камню, что для неё может иметь печальные последствия. Поэтому всякие узкие места приходится проходить особенно аккуратно, много где велосипед надо поднимать и переносить. Так в общем и целом весь спуск и прошёл. Тащить велосипед со всей снарягой по такой тропе вверх было бы конечно довольно грустно. Хорошо что нам это делать не надо. По крайней мере сегодня и не здесь.

Погода как будто бы хмурится, но по прогнозу осадков нет. Разве что через пару дней, когда мы будем уже далеко отсюда, в безопасности.

На фото, конечно, уклон не так заметен. Тут даже тропу не видно из-за густой растительности. Но на самом деле там довольно круто!

Мост через реку Белую у приюта Фишт.

Виды из туристического лагеря. Вода в реке родниковая, максимально прозрачная и вкусная.

В лагере наверное около тысячи туристов — кучи палаток, людей. Лагерь огорожен электроизгородью непонятного принципа работы — на вид не проволока, а верёвка. Откуда берут электричество для её работы? Но тем не менее медведь ночью по ту сторону забора замечен был. :)

9 июля

Утренние сборы и вид в сторону Гузерипльского перевала.

Вид на приют Фишт, гору Фишт и перевал Белореченский (где-то там слева за деревьями).

Вечером прошлись и поизучали наш дальнейший маршрут. Как оказалось, та небольшая тропка, уходящая с поляны круто в гору — наша.

Выходим на маршрут. Тропа вполне удобна для того чтоб катить, толкать, нести велосипед. Выбираемся на Белореченский перевал. Почему-то от точки перевала тропа идёт ещё выше в гору. Фактически перевал находится чуть дальше, но оттуда уже не открывается такой красивый вид в сторону реки Белая. Впрочем, и у нас виды закрыты облаками. Иногда открывалось солнце, но не всегда красивый вид совпадал с положением облаков.

По пути на перевал.

В горах интересные виды. Чем-то напоминают горные пустоши из мультфильмов Хаяо Миядзаки.

Доходим до последней высокой точки нашего похода. Дальше только вниз.

Вид назад. Слева Фишт, прямо виднеется Белореченский перевал.

Тропа погружается в густой лес. Она траверсом спускается вдоль крутого склона, переходя далее в крутое пике «весёлого спуска» с зигзагами троп и выемками, протоптанными в склоне лошадьми за столетие.

Выезжаем из заповедника. Фото на фоне арки въезда в заповедник и уазика со свастикой.

За этот день мы могли бы спуститься к морю, но нет. Встали в хорошем месте на реке Шахе напротив Солохаула.

Следующий день мы потратили чтоб неспешно спуститься в Дагомыс, купить продукты и упасть на диком пляже.

Ночью прошёл сильный ливень, принёсший огромное количество леса и мусора на пляж. Как во время успели мы завершить наш маршрут!

Активная часть похода закончена, далее отдых, но это уже другая история. :)

 

Трек всего похода

Download file: caucasus-2022.gpx

Видеоподкаст ))

Хотелось записать видео как лучше, но получилось как всегда. Звук с GoPro откровенно плох, но переозвучку я делать не стал — она, на мой взгляд, вышла ничем не лучше. Поэтому оставляю видео как есть, с таймкодами по интересным местам, что может быть интересно тем кто поедет по этому маршруту после нас.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *