Дорогой умерших поездов
Участники:
Клянин Алексей – руководитель
Владимир Штинов – штурман
Андрей Кузьмин – краевед
Тимур Мурсалимов – идейный вдохновитель
Протяженность маршрута: 250 км
Нить маршрута: [Белорецк – Отнурок – Журавлиное болото – Шушпа] [Шушпа – Тирлянский – Николаевка][Николаевка – хр.Бакты – Александровка – Тюлюк ] [Тюлюк – Меседа – Юрюзань – Трехгорный – Вязовая]
А на самом деле было вот было так:
Думали мы и гадали и решили все-таки поехать от Белорецка в сторону Тюлюка. Ну а так как времени было 4 дня, маршрут на полтора дня решили немного подразнообразить некоторыми витиеватостями. Целями посещения были выбраны ключевые места:
- журавлиное болото,
- дорога, оставшаяся от узкоколейки,
- хребет Бакты,
День номер ноль.
Вечером на станции собралось много велосипедистов с зачехленными железными конями и намерением проехать на поезде Уфа — Сибай. Несмотря на купленные сидячие места, нашли места в плацкарте и после небольшого общения с соседней велогруппой, отправились спать.
День номер раз.
[Белорецк – Отнурок – Журавлиное болото – Шушпа]
Десантирование и сборка велосипедов на станции Белорецка. После небольшого втыкания в процесс настройки тормозов на режим “грязь” и выяснения параметров электровоза у машиниста, выдвинулись в сторону деревни Отнурок.
В деревне сделали перекус с горячим чаем, в процессе перекуса Вовачкой был завербован местный пес и взят с собой в качестве помощника штурмана.
Как оказалось, речка Отнурок немного разлилась и пришлось брать ее немножко в брод. На самом деле наша водная преграда представляла собой поле, залитое водой, где уровень местами доходил до колена. Приходилось снимать штаны с сапогами и бродить на другую сторону.
Путем мужественных усилий, удалось пересечь водное поле. До ближайших домов деревни менее 500 метров. Жители одного из домов сидели на лавочке и, щелкая семечки, с интересом наблюдали за нашим героическим брожением.
Самый первый брод похода. В первый раз вода кажется неимоверно холодной. Потом что-то притупляет это чувство. То ли привычка, то ли спирт.
Тима признал правильность использования в велопоходе велосапогов. Велосапоги в велопоходе – это такая же ценность, как сало и спирт. Такая же отрада как теплые сухие ноги и нос без соплей. Велсипедист без сапог – он ведь что рыба об лед – вроде так же идет, но комфорта с этого действа мало. Так то вот.
Тем временем начало припекать первомайское солнышко. Чувствуется, что даже природа рада майскому празднику!
На фоне – хребет Ялангас.
Фото на память. Мы там были, мы там бродили.
Первый обрыв цепи. Говорил же – не бросай сцепление резко на пересеченке.
Через 500 метров от первого брода – второй. Небродимый ручей с глубиной по шею. Принято решение рубиться через него напролом. Пилим деревья – строим переправу.
Собака всем видом показывает свое рвение продолжить свою миграцию вместе с нами. Пес с ним.
Вовачка – рьяный защитник животных. Он героически перенес пса на ту сторону! Говорит – нельзя ему воды касаться – она холодная, еще простынет и умрет бедное животное.
Пока же возвращался обратно за велосипедом и рюкзаком, пес еще раз успел самостоятельно сбегать туда-сюда по нашему мостику.
Проносим велосипеды и рюкзаки на другой берег. Без потерь. Осматриваем клещей и царапины после распиливания деревьев в кустах малины.
Едем в сторону Жур. болота. Солнце качественно припекает. Под колесами земляно-травянистая каша с легким подпружиниванием – идеальное место для разгона до передачи 1-5. Ехать приятно. Природа. Любуемся видами окружающих нас гор.
Въезжаем в перевальчик 800 м. Лежит снег. Солнце еще греет, но постепенно старается скрыться за тучами.
Остановка на порванную цепь в живописном месте – поляна с большими камнями и сухими елками. Фоткаем Ялангас. Солнце почти скрылось за тучами. Настроение отличное, хоть и проехали совсем мало. Вовачка показывает где журбол, а я перематываю флисовые портянки под велосапоги.
Суровый Ялангас.
Стоим и фоткаемся на бывшей узкоколейке. Позади Журбол. Лужа – лужей. Нашли хоть более или менее чистую воду. Вовачка с Андреем закусились по топографии. В итоге большая лысая гора на горизонте с заснеженной шапкой таки осталась называться Яман-Тау.
Тима жалуется что устал ехать. До Шушпы осталось совсем немного. Дорога по бывшей узкоколейке хорошая. Грязь наматывается на колеса не совсем везде.
Подошел Андрей. Говорит что чет тоже устал. Спускаемся с дороги на стоянку. Кормим себя. Вовачка отдельно готовит кашу для собаки. Она за день сделала хороший переход. Все, всем спать.
День номер два.
[Шушпа – Тирлянский – Николаевка]
Семь утра. По палатке колотит дождь.
Восемь утра. На палатку сыпет снег.
Девять утра. Вроде тихо, начинаем по-немногу вываливать из палатки. На дереве сохнут портянки и шапка. Стряхнул снег, отжал и повесил сушиться дальше.
Выглядывает солнце. Палатку подсушило ветром и солнцем. Доставать ее больше не придется.
Шушпа встречает нас очередным “Марьиным утесом” и аццким мотоциклистом с коляской, мастерски преодолевающим все невзгоды и перипетии бывшей узкоколейки. На фото стою на мосту через речку, сделанным из бывшего вагона-платформы.
Шушпа провожает нас магазином с кнопкой “продавец”, пивом и затяжным подъемом.
Асфальт. Трасса Белорецк – Тирлян. Псина честно держалась минут 20 на спуске, но потом мы потеряли ее из виду. Вова переживает.
После перекуса и Тирляна исчез асфальт. Зато появился встречный ветер. Уверенно крутим 2-5 под горку.
Река Агидель. Затор перед мостом. Отдыхаем, любуемся природой, кидаем глыбы льда с моста вниз.
На подъезде к Николаевке открывается панорама Иремеля. Снежные тучи периодически накатывают на него. В тот момент, когда вершину осветило солнце, делам снимки. Где-то там, наверху, сейчас колбасится группа Сергея Константинова.
Николаевка. Магазин в начале деревни, продавец – в конце. Решаем квест по получению продуктов. В итоге приехала на ашанбайке (двухподвесе) продавщица. Закупаемся ништяками. Накатываем пиво, водку и сваренный чай. Едим рыбу и бутерброды. Настроение хорошее. Почти горизонтально в лицо бьет снег.
Половина группы поддалась на уговоры местного менеджера по туризму и мы остановились переночевать в местном приюте для туристов (дом №30, Аркадий). Аргументом для остановки послужила горячая баня, теплый дом, холодный ветер и снег, три баллона пива.
После бани Тима сварил глейнтвейн from портвейн. Кроме него пить *это* никто не стал.
День номер три.
[Николаевка – хр.Бакты – Александровка – Тюлюк ]
Хозяин турприюта Аркадий пользуется благами цивилизации.
Не каждый “вейн” годится для “глейн”. В конкретном случае удался бодренький макмыр.
Тима едет медленно и печально. Вокруг красиво. Погода супер. Настроение хорошее.
А дороги то уже и нет. Едем азимутом на хребет Бакты. Он на заднем плане.
Просто шикарный вид. Место, обязательное для дальнейшего изучения. Карта показала, что данная часть хребта не в заповеднике, поэтому проблем с его посещением быть не должно.
На хребте Бакты найден каменный мост. Место изучается и запоминается для дальнейшего изучения.
Спускаемся с хребта в сторону деревни Александровки по границе заповедника без компаса и навигатора. Переходим реку Юрюзань по какому-то мосту, проезжаем мимо каких-то развалин (куда попали, спросить не у кого), по направлению ветра угадываем направление на Александровку и вскоре мы уже там. По дороге встречаем следы велосипедистов, пеших туристов. Следы идентифицируем как группу Сергея Константинова. Едем в Тюлюк с надеждой успеть в магазин.
Опаздываем на 20 минут. Магазины категорически не открывают, поэтому едем в приют “Роза ветров”. Баня.
День номер четыре.
[Тюлюк – Меседа – Юрюзань – Трехгорный – Вязовая]
Ничего особо примечательно не было. Встали, поели. Велики почистили и выехали в 9 из Тюлюка. В 14 часов были на Вязовой. Дальше кукушка до Кропачево, электрон до Уфы и последних два подъема – от вокзала и в Зеленую рощу.
PS. Из поломок – только обрывы цепи.
Фото: Алексей Клянин и Владимир Штинов.
[map style=»width: auto; height:400px; margin:20px 0px 20px 0px; border: 1px solid black;» kml=»https://www.uralla.ru/wp-content/uploads/bel-krop.kml»]
Про Каменный мост не знал… Не знал… Опаньки.
И ведь почти в двух шагах от дома :)